Я не хочу умалять роль офицеров, прапорщиков и сержантов готовившие курсантов
по другим специальностям. Если учитывать, что им приходилось готовить из того
контингента, что отбраковывали взвода р/телеграфистов, 1-я роты, а то и 1-й
батальон, то приходилось не намного легче. А взвода ЗАС вообще довольствовались
тем, что подбирали для них военкоматы.
Но подготовка р/телеграфистов все таки была, мягко говоря, очень тяжелая
работа. Требовала высокого напряжения сил со стороны и КВ, и инструктора, и
ЗКВ. Только заканчивались экзамены и через несколько дней прибывал новый контингент.
Не успевали даже отдышаться. Если можно сказать, единственная отдушина для КВ
была командировка за призывниками. До принятия присяги прохождение курса
молодого бойца, профессиональный отбор, подготовка караула, а для 1-го взвода
еще подготовка знаменного взвода (с карабинами). Часто случалось, что только
приводили один взвод к присяге и сразу же приступали к подготовке следующего
взвода. Это была плата за возможность отбора людей.
Во время экзамена курсанту ничем нельзя было помочь, подсказать. Попыток
подмены практически не было, т.к. случалось что проверяющие проверяли курсантов
по военному билету. Даже клюковка не помогала (напиток такой был. Офицеры,
прапорщики 1-й роты наверно помнят тот случай). Можно было отработать задачу на
отлично, но из-за несколько ошибок (отсутствие точки, например: 1984г. написать
без точки) в заполнении аппаратного журнала или бланках радиограмм/сигналов
оценка могла снижаться до «неуд».
Не смотря на это более 70% курсантов задачу отрабатывали на отлично. Однажды в 1-м
взводе из 30-ти, 29 получили пятерки. Оценка отлично соответствовало уровню
2-го класса, а если учесть, что на стационарных УС задачу отрабатывали не на
Р-104, а на более совершенных р/станциях, то можно сказать, что многие
выпускники имели задел до 1-го класса.
Курсантам приходилось не легче. У кого не шел прием на слух, вставали за час до
подьема. На дальнем полигоне последняя смена не докладывала обьем, а сколько
нужно пробежать до поворота, до третьей или до первой линии дач. На ближнем
полигоне выписывали круги. В классе приседания. Разумеется, чтобы не видел
комбат. (В первые дни занятий, чтобы взбодрить, направил несколько человек
совершать по три круга вокруг стадиона. После комбат сказал: «Лейтенант, я
ничего не имею против, только в следующий раз выводи весь взвод во главе с
командиром, а ЗКВ сзади, хотя можете поменяться местами».)
Для заступления в караул курсантам необходимо было выучить уйму статей
УГиКС. Не редки были случаи, когда курсанты до подьема брали блокнот и в
кровати изучали. Даже на перекур приходилось сначала открывать блокнот, и
только после этого закуривать.
Вопрос был поставлен так, что старались все. Тяжелее было расшевелить
москвичей. С благодарностью и уважением вспоминаю представителей Средней Азии,
которым было очень тяжело, но они старались, доказывая, что мужчины. Вспоминаю,
ЗКВ Рыжиков Ю.В. как-то подходит и докладывает, что Джамиев очень проситься в
караул. «Так он по-русски почти не говорит». «А вы его проверьте». Проверил,
курсант нормально ответил на все вопросы, пришлось допустить. Потом ЗКВ
рассказал, что Джамиев с помощью земляков перевел основные статьи на
таджикском, выучил, а затем выучил их на русском.
Обидно было за таких ребят, которые успевали хорошо, отлично работали на
средства связи, но в связи со слабым знанием языка, не могли получать отличную
оценку из-за политподготовки. Тяжело было понять некоторым проверяющим, что за
полгода такие курсанты изучили очень много, относительно тех же москвичей,
которые, и до службы имели хороший уровень знаний. |